ИСТОРИЯ
В середине XVI столетия в красивом
месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина
Василия Петровича Головина, служившего при Иване Грозном воеводой.
В XVI веке Марфино часто меняло своих владельцев. Согласно историческим
источникам, Марфино уже в 1585 году принадлежало дьяку Василию
Яковлевичу Щелкалову - дипломату, крупному государственному деятелю.
В начале XVII века Марфином снова владели Головины, которые в
1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного Приказа
Семену Заборовскому.
В 1698 году Марфино приобретает
воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник, князь Борис
Алексеевич Голицын. С этого времени наступает новый период в жизни
усадьбы. Скромная деревня не соответствовала вкусам и требованиям
Голицына и он возводит здесь новые хоромы, разбивает французский
парк, а в 1701 году начинается строительство каменной церкви
Рождества Богородицы, по которой село и усадьба были
переименованы в Богородское.
В 1714 году после смерти Б.А. Голицына
Марфино перешло к его младшему сыну Сергею, который спустя несколько
лет продал его Салтыковым, для того, чтобы расплатиться с долгами.
С 1729 года владельцем усадьбы стал будущий фельдмаршал Петр Семенович
Салтыков.
При Салтыковых в Марфине был создан
великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались
величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени.
Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте
возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Имя
архитектора, строившего дворец и флигели, неизвестно. Были построены
зверинец и оранжерея, где выращивали персики, апельсины, лавр
и многие другие растения южных стран. Отдавая дань моде, в Марфине
возвели несколько построек в стиле классицизма - зимнюю церковь,
павильоны и беседки в парке дома для псарей - "псарни", конный
двор и каретный сарай. Среди сохранившихся до наших дней зданий,
построенных при Салтыковых, - зимняя
церковь, возведенная в 1777 году, принадлежащая к
редкому для конца XVIII столетия типу церкви с колоколом. Марфинский
парк и сегодня украшают две беседки,
сохранившиеся со времен Салтыковых.
Конец XVIII века считается наивысшим
расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и
духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие
любители искусства, давались органные концерты, выступали известные
европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву.
Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных
представлениях гремела по всей стране.
В начале XIX века праздная жизнь
в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца
усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину
нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские
солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина
П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование
собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе
которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость.
В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное
и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа
Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и
продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову.
Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были
построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница.
Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф
В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери
Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы
были реконструированы.
Работы в Марфине не прекращались
и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый
ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший
архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил
Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный
архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось.
Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений.
Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух
- романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой
монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже
обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.
Дворец
является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный
на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах,
раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым
cооружением в Марфине является мост
через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых,
он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах.
Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные
формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение
- главного парадного въезда в усадьбу.
Умело объединив все разновременные
постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический
архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое
впечатление.
В январе 1844 года хозяйка усадьбы
С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью
ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге,
он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит
и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.
***
После революции 1917 года усадьба
Марфино стала достоянием народа. Правительство СССР регулярно
ассигновало средства на реставрацию усадебного комплекса.