АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Церковь
Рождества Богородицы
|
Церковь построена по проекту
талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова.
Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры,
используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции,
Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством
пропорций.
Сложенное из большемерного
кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными
блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными
углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном,
перекрытым куполом, несущим небольшую главку.
Б. А. Голицын остался недоволен
постройкой, так как пилоны, возведенные зодчим внутри храма
значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и
приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце
немолодого уже зодчего не выдержало, и под ударами он скончался.
Белозеров похоронен недалеко от церкви. Сохранилась надгробная
плита могилы Белозерова.
|
Петропавловская
церковь (зимняя)
Зимняя церковь была возведена
недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличается
гармонией масс и не имеет декоративных излишеств. Центральную
ее часть составляет двухсветный ротондальный объем с небольшими
выступами алтаря и притвора. Венчает ротонду восьмигранный,
перекрытый куполом барабан, служивший помещением для колоколов.
|
|
|
Беседки
Музыкальный павильон
имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада
из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным
сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму
павильона.
|
Другая беседка - двухъярусная
ротонда "Миловида" , из которой открываются
красивые виды на окрестности усадьбы, стоит недалеко от
музыкального павильона на крутом склоне холма перед спуском
к большому нижнему пруду. Это интереснейший памятник садово-парковой
архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен.
Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй
ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.
|
|
Мост через пруд
Довольно значительный по
размерам, мост имеет трехчастное решение: центральную
часть и идущие к ней под углом две боковые арочные. Проезжая
часть моста с большой полуциркульной аркой над водой и
другой, меньшей, в конце моста оформлена невысокой кирпичной
стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающими
сооружению "крепостной" характер.
Центральная часть моста
представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой
имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных
восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается
прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными
керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным
верхом. Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над
которым с внутренней стороны помещен щит с мальтийским
крестом. Верхняя часть башен, как и всей галереи, опоясана
карнизом, выше него идет зубцы, повторяющие мотив завершений
всех построек усадьбы.
Основным элементом декора
моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложены
колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их
с красными стенами моста создает богатый колористический
эффект. Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет
посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской"
аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный
двор. Быковский поставил их слева от дворца, словно уравновешивая
высившиеся с правой стороны пилоны открытой беседки. В
отличие от большинства марфинских построек, выполненных
из красного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным
пластичным объемом верхней части целиком белокаменнные.
|
|
©Вся информация, использованная
при создании этого сайта, была взята из книги "Марфино"
Н.К. Квятковской, фотографии Э.И. Стейнерта.
|